суббота, 16 февраля 2013 г.

Палех


Уникальное явление Палеха...
Купидон и Психея Прилетела под утро Жар-птица, уронив золотое перо. Прискакала к воде кобылица - из-под ног чистых брызг серебро. И рассветные краски не резки, еле видные, как на слюде, Отражаются лики и фрески в красноватой ольховой воде. Жар-перо всех вокруг опалило. Краски Палеха не перенять. Византийская мощная сила продолжает на русских влиять.... 0034-071-Palekh (441x169, 40Kb) Я уже рассказывала неоднократно о исконно русских народных промыслах [url=http://www.liveinternet.ru/users/-juliana-/post251112719/] Жостово[/url], [url=http://www.liveinternet.ru/users/-juliana-/post252113751/]Вологодском кружеве [/url], [url=http://www.liveinternet.ru/users/-juliana-/post256506071/]о лаковой миниатюре Федоскино[/url]..... Самое время поговорить о Палехе.... Палех....Своеобразное и тонкое искусство лаковой миниатюры Палеха вобрало в себя как основу принципы древнерусской живописи и народного творчества. В настоящее время палехская миниатюра является неотъемлемой частью отечественного декоративно-прикладного искусства в целом. Наряду с развитием древних традиций оно несeт в себе поэтическое видение мира, свойственное русским народным сказкам и песням. [more=] image002 (1) (700x465, 69Kb) Свадьба. Ларец. 1994 Лопатина Нина Павловна. image003 (244x237, 12Kb)Копия (2) image003 (235x238, 11Kb)Копия image003 (232x243, 13Kb) Пора сенокосная. Триптих. 1993 Лопатин Николай Павлович. image004 (700x224, 28Kb) Шкатулка Купец Калашников, Охота, 1989 Айвенго Рождение этого искусства в Палехе не случайно. Оно явилось закономерным результатом развития многовековых традиций в новых исторических условиях, унаследовав мастерство многих поколений иконописцев. Старый палехский опыт богат и многообразен. Лесное Чудо Сказка о Золотом Петушке Гамлет Снегурочка image002 (5) (700x518, 65Kb) Русский лен. Шкатулка. 1974 Кукулиева Калерия Васильевна Самостоятельный палехский стиль иконописания сформировался только к середине XVIII века. Несмотря на то, что церковь требовала строгого соблюдения всех канонов и правил изображения каждого элемента иконы, они изменялись в зависимости от места и времени изготовления иконы. Менялась манера изображения лиц, фигур, элементов пейзажа, зданий (палат), повозок и т.д. 0010 (293x700, 58Kb)0100 (282x700, 69Kb) 0040 (377x700, 55Kb) 24 (562x700, 130Kb) zitija-13-5 (448x576, 119Kb) На иконах можно было встретить и бытовые детали: мебель, одежду, оружие, упряж лошадей. Всe это изучалось палехскими мастерами и с большим отбором и творческими изменениями использовалось в миниатюрной живописи. Карточная Королева Тарелка. Времена Года.. Золушка Имя Музы Звездочёт image002 (4) (700x543, 79Kb) Бой Челубея с Пересветом. Шкатулка. 1945 Некоторые иконы рассказывали целые повести о житии и чудесах того или иного святого (например Николая Чудотворца). Такие иконы назывались житийными. В центре иконы, середняке, помещалось изображение святого, а вокруг него распологалась серия мелких картин, называвшихся клеймами, которые дополняли основной сюжет середняка. Клейма часто заключались в прямоугольные рамки, но иногда свободно располагались вокруг середняка. Витязь в Тигровой Шкуре a> Властелин Колец Щелкунчик Хотя житийные иконы встречались уже XIV веке, большое распространение они начали получать начиная с XVI века, особенно в строгановских иконах (по имени купцов Строгановых, основавших на рубеже XVI-XVII веков иконописные мастерские в Москве и Сольвычегорске). Строгановский стиль отличается миниатюрной тонкостью письма и точно рассчитанной сложной композицией. Строгановские иконы были невелики по размерам, имели яркий цвет и обилие золота. Стрибожи Внуки Фавн и Нимфы Карточная Королева 0_9833f_49c3d076_XL (700x554, 160Kb) Но не только строгановские иконы оказали влияние на искусство Палеха. В XVII веке возникают новые очаги народного стиля - во фресковой живописи и многофигурной иконописи Ярославля, Костромы и Ростова Великого, имеющих развитые жизненные элементы. В этот же период в Москве появляется ушаковский стиль (по имени царского изографа Симона Ушакова), характеризующийся большим вниманием к образу человека, стремлением к правдоподобию изображения. Все эти явления вместе с западными влияниями (фрязь) нашли своe отражение в палехской иконописи и дальнейшее развитие в палехской лаковой миниатюре. Сказка о Коньке-Горбунке Двенадцать Месяцев Гроссмейстер a> Карты Персей Садко и Морской Царь Гуси-Лебеди Тайны Народа Майя Палехские лаковые миниатюры пишутся на изделиях - шкатулках, баульчиках, пластинах, брошах, пудреницах, - изготовленных из папье-маше. Отличительными чертами палехской школы являются: миниатюрное (мелочное) многоклеймное письмо; общий мягкий тон письма; многообразие элементов композиции и их живописность; узорчатость палатного письма; разнообразие радужных сияний; вписание гор остроконечными лещадками; деревья с натуральной листвой; удлинeнность фигур подобно строгановским; тонкость плави голов и обнажeнных частей фигур; пробелы краской, широкие и светлые, с резкой и очень тонкой белой оживкой, а иногда золотом "в полуперо"; фоны разных тонов (вплоть до золотых). Купидон и Психея Летучий Корабль Русские Волшебные Сказки Цирк Морской Мир Алиса в Зазеркалье 0_9833e_3ffd1150_XL (700x562, 145Kb) Золотой горшок Сам Палех расположен в 65 км к востоку от города Иваново на берегах реки Палешки, протекающей среди холмов, покрытых лиственными лесами. 

1 комментарий:

  1. Красота Палеха меня всегда восхищала: какие чудо мастера! Спасибо за галерею, с удовольствием посмотрела!

    ОтветитьУдалить